Портал СМС СИДЕНЬЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ВИБРОЗАЩИТЫ
Структура
Деятельность
Документы
О нас
Авторизация

Сейчас на сайте
 
Пользователей 0
Гостей 25

СИДЕНЬЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ВИБРОЗАЩИТЫ
Сообщение от Администратор в 23 Июнь, 2009 11:34:49

       При проведении разработок в области сидений, производители отдельно выделяют проблему вибраций и источников их происхождения влияющих на комфорт. В данном случае важную роль играет определение зоны вибрации и отработка способов её устранения. Решать подобную проблему в условиях дорожных испытаний крайне сложно, т.к. необходимо это делать при движении по дорогам со специальным покрытием и оценивать узел в составе всего автомобиля, т.е. в ограниченном пространстве. Решением является проведение испытаний в условиях лаборатории на стенде. Здесь может быть достигнута повторяемость возбуждения испытываемого узла с заданной точностью, а так же существует возможность делать это для отдельно взятого узла или проводить работы одновременно для двух состояний изделия: серийного и опытного.

      Для получения качественно новых критериев оценки конструкции сиденья в сборе под эгидой совета молодых специалистов создан творческий молодежный коллектив (ТМК), в состав которого вошли: Чередниченко В.С., Мещеряков Д.Е., Миронов А.Н., Третьяков И.В., Романов А.М. сотрудники отдела доводки кузова. Участниками ТМК была проведена работа «Разработка методики и изготовление стенда оценки амплитудно-частотной характеристики сидений».

       На первом этапе был проведен анализ существующих методик и определение критериев оценки. Основная сложность – это сопоставить субъективные ощущения человека, сидящего на сиденье, с объективными параметрами, которые позволят дать оценку тому или иному изделию. Удобно или нет – это основной критерий качества сидения для любого из пользователей, а для конструктора эти слова вмещают целый набор характеристик, зачастую довольно противоречивых. Кроме того, выбранные оценки должны учитывать не только статические характеристики (жёсткость, высота посадки и т.д.), но и динамические, а именно оценивать изменение жёсткости в зависимости от частоты изменения воздействия, т.е. амплитудно-частотную характеристику. Другими словами поведение набивки сидения будет существенно различным для сидящего на ней человека при наезде на «лежачий полицейский» и пересечении дороги усыпанной гравием. С другой стороны и сам человек представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из шарниров (суставов), эластомеров (сухожилия), элементов с собственной частотой колебаний (внутренние органы) и, что вообще трудно моделируемо, со своим психо-эмоциональным состоянием. Если последнее учитывать практически невозможно, то влияние вибраций на физическое состояние человека на разных частотах изучено довольно глубоко и описано в справочниках. По результатам исследований критериями оценки были выбраны следующие параметры:

―   среднее квадратическое значение вертикальных виброускорений на подушке сидений, которое показывает общий уровень вибрации, воздействующей на человека;

―   передаточная характеристика между виброускорением «приходящим» к сидению от дороги и передаваемым к телу человека с учётом различных частот. Данный параметр позволяет судить об усилении или демпфировании (рассеивании энергии) вибрации;

―   коэффициент демпфирования, показывающий во сколько раз меньше передаётся вибрация через подушку сиденья от основания (пол автомобиля) к телу человека, в возбуждаемом диапазоне частот, т.е. чем этот коэффициент выше, тем эффективней гасятся вибрации.

     На втором этапе были проведены подготовительные работы по изготовлению оснастки, настройке оборудования, калибровке датчиков и подбору испытуемых образцов. Для проведения оценки и отработки методики были выбраны 4 образца переднего сиденья водителя автомобиля LADA KALINA с различными характеристиками набивок подушки и отличным по конструкции каркасами.

       Последним этапом стали сами испытания, набор статистических данных и обработка полученных результатов. Прежде чем проводить испытания сидений на стенде с использованием приборов и датчиков участники коллектива выступили в роли экспертов и попытались субъективно оценить подушки сидений, выбранные для анализа при движении по дорогам общего пользования. При этом названия и характеристики сидений знал только один человек, это было сделано для чистоты эксперимента. Эксперты субъективно оценили сиденья, далее их установили на стенд, где провели цикл намеченных испытаний.

       В заключение полученные стендовые и дорожные показания были сопоставлены и проанализированы. Установлены образцы, которые наилучшим образом гасят подводимую вибрацию. С другой стороны оценивалась собственная частота колебаний сиденья. Это одна из важнейших характеристик, т.к. если эта частота попадёт в диапазон наибольшей чувствительности организма человека и уровень вибраций будет значителен, то это сиденье будет трудно назвать комфортным. Коллективу удалось получить дополнительный способ оценки конструкции сидений, что в дальнейшем может использоваться для исследований в области улучшения потребительских свойств автомобилей LADA.

      Работы подобного рода, проводимые под эгидой совета молодых специалистов, кроме полученных результатов, позволяют молодым инженерам реализовать свой потенциал и показать творческую жилку, которые зачастую не проявляются под воздействием текущей работы, подразумевающей чёткое выполнение методик и инструкций. Подобная работа позволяет выявить в людях новые способности, вырасти как специалисту и показать себя в другом качестве. Конечно, без поддержки руководства здесь не обходится, т.к. кроме ответственности за используемое оборудование на данную работу идёт определённое финансирование. Тем не менее, завтра решать ответственные задачи будут именно эти люди, которые сегодня «играют» в науку, поэтому вопрос их поддержки становится риторическим!

      руководитель ТМК Чередниченко Виктор