Портал СМС Президент и молодёжь
Структура
Деятельность
Документы
О нас
Авторизация

Сейчас на сайте
 
Пользователей 0
Гостей 22
Вы находитесь : Главная / Структура / СМС / ДИС

Президент и молодёжь
Сообщение от Администратор в 20 Июнь, 2007 18:59:00

22 февраля состоялось «официальное оформление» отношений заводской молодежи с администрацией АВТОВАЗа. Почти торжественной церемонией подписания протокола о создании общественного молодежного совета завершилась томительная эпопея формирования на предприятии молодежной политики. Вернее сказать – завершилась только начальная стадия. Но поводы для оптимизма есть.

«Без поводов для оптимизма?» - так называлась статья в «Волжском автостроителе» от 26 января. Это был репортаж с «круглого стола», прошедшего накануне Дня молодого автостроителя. Тогда молодежный актив и ветераны комсомольского движения обсуждали концепцию молодежной политики. И само обсуждение, и статья закачивались фразой одного из выступлений - мол, реакция руководства завода на проект молодежной политики и покажет, есть ли на заводе перспективы для молодежи. «Либо вам (разработчикам проекта -авт.) уходить с этой работы, либо с вами как с полномочными представителями заводской молодежи начнут наконец считаться!» Вслед за этим в газете было опубликовано открытое обращение вазовского молодежного актива к президенту ООО “ГРУППА АВТОВАЗ” В.В. Артякову. Ответ был дан меньше чем через месяц.

СИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Встреча главы АВТОВАЗа с молодежным активом в конце предпраздничного дня так и навевала аналогии с «прямыми линиями» главы нашего государства. Сходство придавали не только едва уловимые похожие интонации, но и сама манера отвечать на поставленные вопросы максимально открыто, доброжелательно и обстоятельно. А поговорить было о чем.

В самом начале встречи Владимир Владимирович задал тональность, подчеркнув, что молодежь сегодня является одним из приоритетов предприятия: «Развитие производства не может существовать без надежной опоры. И эту опору мы сегодня видим в молодежи. В этом наша перспектива роста, перспектива развития». Президент отметил, что «руководство АВТОВАЗа, наверное, впервые приняло решение обратить серьезное внимание на молодежь, работающую на предприятии». Серьезность момента подчеркивали и присутствовавшие на встрече руководители всех основных производств завода.

Первым пунктом программы шла презентация проекта молодежной политики. После просмотра слайдов на экране с пояснениями начальника бюро организации работы с молодежью Сергея Гурьянова все ждали комментариев от первого лица. Но Владимир Артяков неожиданно обратился к представителям молодежи:

- Я бы хотел сначала услышать молодежь - мы же все-таки ради них все это делаем. К докладчику вопросы какие-то есть? Потому что так красиво нарисовано, красиво выглядело… Что-то все сидят и молчат! Обсуждалось это все в коллективах или нет? Кто вот встанет и скажет, что обсуждалось?

Минутную растерянность активистов, в принципе, понять можно. Они пришли получать ответы. А тут им самим задают вопросы…

Впрочем, очень скоро диалог поменял полярность – спрашивала молодежь, президент отвечал.

– Существует ли у руководства АВТОВАЗа перспективный план развития автозавода на 10 лет?

– Мы на совете директоров утвердили пока только 3-летний план развития. Это та краткосрочная перспектива, о которой мы можем говорить уверенно. Сейчас развивается производство иностранных автомобилей на территории России, создается жесткая конкуренция. Поэтому этот 3-летний план, внятный и понятный для нас, для всех руководителей производств, и ориентирован прежде всего на сохранение лидирующего положения в стране – порядка миллиона автомобилей в год. Параллельно мы отрабатываем варианты развития производства нового автомобиля класса “С”. Мы предполагаем выпускать его через 2–3 года, а сейчас ищем партнеров. И соглашение с “Магной” – только первая часть этого проекта. Не снимаем с повестки дня и вопрос создания совместных производств по сборке здесь автомобилей на унифицированных платформах под брендом LADA. И мы понимаем, что для реализации этих решений, при создании новых технологий, будет востребована прежде всего молодежь – грамотная, работоспособная, на которую мы можем опереться. Которой будет просто интересно работать на таких производствах.

– Будут ли дальше развивать молодежную программу, связанную с приобретением жилья?

– Вопрос критичный, я бы сказал. Ответить на него однозначно – мол, да, все у нас будет хорошо и красиво – хотелось бы, но я бы так не стал говорить. Затяжной кризис в жилищной сфере длится уже второй десяток лет. И связан он с экономическими процессами в стране. К сожалению, сегодня есть такая тенденция, что строители поголовно уходят на коммерческое строительство, на престижное жилье, на зарабатывание легких и больших денег. В России все регионы фактически сегодня бедствуют без наличия социального жилья...

Перед нашим разговором мы предварительно смотрели наши возможности – что мы можем сделать сегодня на АВТОВАЗе по жилью? Территории в городе, которые можно застраивать, есть. Но поскольку эта процедура дорогостоящая, сам АВТОВАЗ в полном объеме сегодня позволить себе этого не может. Однако возможно делать инвестиционные контракты с теми компаниями, которые будут строить жилье с учетом выделения под нужды АВТОВАЗа определенного процента от построенных квартир. Эта практика существует и в Самаре, и в Тольятти. Конечно, будем выделять эти квартиры остронуждающимся рабочим, служащим и молодежи. Сегодня у нас где-то тысяч 20 очередников. Но если мы для начала устроим хотя бы 10% от них, то это, я считаю, будет успех для нас.

КОГО НАБИРАЕМ И ПОЧЕМУ УХОДЯТ?

- По каким критериям будут набираться люди на новый завод?

- Критерии стандартные. Собственно, они всем известны: профпригодность, профессионализм, вопросы здоровья и т.д. Я вам более того скажу - мы будем готовить людей для этого, переобучать, обучать по новой. Это длительная кропотливая работа. Конечно, будем привлекать прежде всего молодежь. Обязательно люди, которые будут поступать на завод, будут видеть свою перспективу, им будет как минимум интересно работать там. Ну и материальный фактор немаловажен.

- Анализ причин массового увольнения молодежи показывает, что уходят в первую очередь из-за низкой зарплаты и, во-вторых, из-за невозможности продвижения по карьерной лестнице. Будут ли предприняты какие-либо действия по повышению заработной платы?

- Ротация кадров - это вечная болевая точка на любом производстве. С одной стороны, руководитель ценит тех, с кем всю жизнь проработал, и не хочет терять специалиста. С другой - этот руководитель думает а вот если сейчас заменить на молодого, вдруг тот не справится? А мне потом отвечать за все это… Вот и получается, что молодые работают по многу лет без продвижения. Но у нас сегодня есть программа замещения кадров. Другой вопрос, как она исполняется. И настолько ли она у нас совершенна?

Что касается заработной платы: у нас в бюджете заложена средняя индексация зарплаты порядка 19% в год. Я думаю, что на этом мы не остановимся. Причина медленного роста зарплаты в том, что наш бюджет к сожалению, расходуется подчас не по профилю. У нас достаточно много непрофильных активов, которые мы должны содержать. Сегодня мы разрабатываем программу, которая позволила бы нам большую часть этих средств не тратить на эти активы, а научить их зарабатывать себе эти деньги самим. Такая программа у нас начала прорабатываться еще в прошлом году, и мы полагаем, что выйдем во втором полугодии на ее реализацию. Тогда у нас будут высвобождаться дополнительные средства, на которые мы сможем запускать и ипотеку, дотации на покупку жилья, в том числе и гарантировать своими активами при получении кредитов.

ПОЛУФЕОДАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО БЕЗ КЛАССА «А»

– В контексте взаимодействия с компанией “Магна” может возникнуть ситуация, что технический уровень наших специалистов и иностранных партнеров будет различным. Планируется ли что-то делать в этом направлении?

– Ну, на самом деле, совершенно справедливо – наш технический уровень различен. Поскольку непосредственно сами технологии принятия решений и рассмотрения вопросов, связанных с организацией производства, у нас находятся в разных плоскостях. На производствах “Магны” все строилось типично для Запада – модульное производство, аутсортинг и т.п. А у нас производство анклавное, мы изготавливаем все сами у себя, мы системно интегрированы сами в себе, поэтому так зажаты. У нас такое, скажем, полуфеодальное производство.

Это не значит, что мы хуже, глупее или менее квалифицированы. Я глубоко убежден, что наши профессионалы и наши специалисты в некоторых позициях даже превосходят тех специалистов, которые работают там. Но технологически мы менее подготовлены. И задача сейчас стоит прежде всего научить наших людей интегрироваться в типичное западное производство, и мы будем этим заниматься: обмен специалистами, повышение квалификации, обучение, в т.ч. и за рубежом.

– В свое время наша молодежь занималась разработкой автомобиля “Ока”. В СМИ не раз говорилось, что АВТОВАЗ планирует разрабатывать автомобиль класса “А”. А как вы смотрите на то, чтобы в этом корпоративном проекте по созданию и подготовке к производству или просто концепции автомобиля тоже участвовала молодежь?

– Тема автомобиля класса “А” постоянно то всплывает, то потом как-то раз – и исчезает... А дело в том, что автомобиль класса “А” – это прежде всего рыночная категория автомобиля. И надо понимать, какую долю рынка он будет занимать. При создании любой модели требуются вложения средств в проектирование, затем в производство. Но когда мы приступаем к изучению окупаемости этого автомобиля, то не все у нас складывается. Пока нет однозначного понимания, нужен ли нам, как автопроизводителю, такой автомобиль. Мы должны представить нашему потребителю качественный, легко доступный по цене автомобиль, который мог бы удовлетворить запросам среднестатистической российской семьи. Автовладелец должен погрузить туда всю свою семью, съездить на дачу, вывезти припасы какие-то и при этом понимать, что он всегда имеет возможность отремонтировать машину. А автомобиль класса “А” – это типичный городской автомобиль. Сегодня его рынок в России, ну, не более порядка 50–60 тысяч. И вкладывать в автомобиль с таким объемом рынка большие средства и потом их не окупить – наверное, мы просто не имеем сегодня такого права.

Но молодежь, конечно, привлекать к созданию какого-то рода прототипов или созданию автомобилей рестайлинговых версий мы обязательно будем. У молодежи новый взгляд на жизнь. Они понимают все как-то немножко по-другому, и это просто необходимо использовать.

 

– Какие меры, на ваш взгляд, смогут переломить ситуацию с молодежью на заводе?

– Чем мы должны привлечь молодежь на завод? Ну, естественно, престижностью той или иной профессии. Должен присутствовать потенциал кадрового роста. И, конечно, заработная плата. Кроме того, мы часто забываем, говоря о молодежи, что у нас есть молодые семьи. Это зона нашего особого внимания. Это и жилье, и воспитание детей – школы, детские сады, поликлиники. Весь этот социум мы должны содержать в общем объеме. Так что сегодня можно говорить о трех “китах” молодежной политики: об экономической, социальной и идеологической составляющих привлечения молодежи и ее сохранения на предприятии.

– Можно ли считать ваш ответ принятием той программы, которую мы сегодня увидели?

– Мы делаем первый шаг. Сегодня я подписываю Положение о создании молодежного общественного совета на нашем предприятии. В этом совете будут люди, не освобожденные от своего основного производства. Они будут представителями основных производств. Это молодежь, которая будет доводить до администрации как АВТОВАЗа, так и своих производств проблемы, которые существуют у молодежи. Вот через этот-то совет, я полагаю, мы и рассмотрим всю программу уже в деталях, определим ее приоритеты и тогда примем ее окончательно. А через общественный совет мы хотим прежде всего донести ее до молодежи нашего предприятия, утвердить ее основные положения и потом уже реализовывать.

Подписывая Положение, Владимир Владимирович пошутил, мол, создаем еще одно начальство – молодежное. Что ж, возможно, этот статус уже не позволит отдельным руководителям, как прежде, отмахиваться от инициатив молодежи… Лед тронулся?